Электромагнитные процессы в тяговой сети
и их влияние на показатели качества
электрической энергии
Электроснабжение электрифицированных железных дорог постоянного
тока осуществляется от воздушных линий продольного электроснабжения напряжением
110, 35 кВ и в редких случаях (при радиальном питании) напряжением 10
кВ.
При установке на тяговой подстанции понижающего трансформатора и последующем
выпрямлении переменного тока спектральный состав потенциала шин тяговой
подстанции в режиме холостого хода относительно земли (напряжение на шинах)
состоит из напряжения нулевой частоты и напряжений нечетных канонических
гармоник. При наличии несимметрии питающего напряжения на шинах тяговой
подстанции могут возникать напряжения четных гармоник.
С целью снижения мешающего магнитного влияния тяговых сетей постоянного
тока и повышения КПД электроподвижного состава на тяговой подстанции устанавливаются
фильтр-устройства. Данное обстоятельство следует учитывать и при анализе
вопросов, связанных с определением и контролем показателей качества электрической
энергии.
Одним из средств снижения мешающего влияния тяговых сетей на кабельные
и воздушные линии связи и повышения КПД электроподвижного состава (ЭПС)
является создание пассивно-активного фильтра. Поэтому из-за наличия гармонически
изменяющихся напряжений на шинах тяговой подстанции, а также в случае
некачественного исполнения фильтр-устройств в напряжении тяговой сети,
даже в режиме холостого хода, появляются канонические гармоники.
Из-за нелинейного характера параметров элементов схемы при внедрении
на ЭПС систем регулирования напряжения на токоприемнике, а также асинхронного
привода, даже при отсутствии на токоприемнике ЭПС гармонически изменяющихся
напряжений, ток, потребляемый электроподвижным составом, содержит как
постоянную составляющую, так и токи других частот.
В этой связи проблема определения параметров качества электрической энергии
в системе тягового электроснабжения распадается на следующие задачи:
оценка параметров качества электрической энергии в точке общего присоединения
при отсутствии нагрузки в системе тягового электроснабжения;
расчет параметров качества электрической энергии в точки общего присоединения
при работе ЭПС как в режиме потребления, так и в режиме рекуперации;
определение изменения показателей качества электрической энергии за
счет электромагнитного влияния тяговых сетей постоянного тока на воздушные
линии продольного электроснабжения на участках их сближения с тяговыми
сетями;
оценка гальванического влияния тяговых сетей постоянного тока на ВЛ
с заземленной нейтралью. Данное влияние, как показывают расчеты, необходимо
учитывать в районах со скалистыми и вечномерзлыми грунтами;
определение вклада в показатели качества электрической энергии устройств
связи, СЦБ и автоблокировки при их питании от ВЛ 6 (10) кВ. Эти линии
на электрифицированных участках питаются непосредственно от шин тягового
трансформатора (иногда для разделения сетей используется двойная трансформация).
Очевидно, что для оценки вклада в показатели качества электрической энергии
электрифицированных железных дорог постоянного тока необходимо разработать
Методику расчета токораспределения в системе тягового электроснабжения
при представлении ЭПС как источника тока, генерирующего в контактную сеть
токи, изменяющиеся по гармоническому закону соответствующих частот.
В дальнейшем будем считать, что спектральный состав тока ЭПС известен.
Источники тока, характеризующие спектральный состав ЭПС, включаются параллельно.
Напряжение источников тока принимается равным напряжению на токоприемнике
и определяется из тяговых расчетов на основной (для постоянного тока —
нулевой) частоте.
Расчет системы тягового электроснабжения постоянного тока на частотах,
соответствующих спектральному составу потребляемого ЭПС тока, осуществляется
при этом с использованием метода наложения.
Важное место в этой части исследований уделяется разработке математической
модели тяговой сети постоянного тока, учитывающей наличие ряда проводов,
имеющих взаимные емкостные и индуктивные связи. При этом рельсовый путь
представляется с распределенными параметрами.
Кроме того, при разработке математической модели необходимо учесть, что
на электрифицированных линиях постоянного тока в осенне-зимний период
на ЭПС и в вагонах применяется электрическое отопление, рассматриваемое
далее как активное сопротивление.
Учтем также, что на тяговой подстанции располагаются пассивные фильтр-устройства.
Для расчетов примем такие параметры четырехзвенного фильтра LC (4 звена)
и С (5-е звено), которые показаны на рис. 1.
Рис. 1. Фильтр-устройство и его параметры
Первичные параметры тяговых сетей: индуктивности контуров провод — земля
и взаимные индуктивности между контурами провод — земля определяли по
формулам Поллячека для соответствующих частот и при удельной электрической
проводимости земли g
= w–2(1/Ом·м);
при расчете сопротивления рельсов использовали формулы Л. Р. Неймана при
значении магнитной проницаемости m
= 100; переходное сопротивление рельсы — земля принимали равным 1 Ом·км;
емкости проводов рассчитывали по известным формулам для длинных линий.
Предложенная ниже математическая модель тяговой
сети постоянного тока позволяет рассчитать токи и напряжения на всех элементах
схемы с учетом их продольных и поперечных связей, а также наведенное напряжение
на линии связи и линии питания нетяговых потребителей по каждой гармонической
составляющей.
На рис. 2 представлена схема
замещения однопутного участка тяговой сети постоянного тока с усиливающим
проводом между двумя тяговыми подстанциями с расположенной параллельно
контактной сети линией, подверженной влиянию. На этой схеме Е1
и Е2 — ЭДС тяговых подстанций, Zп1
и Zп2 — сопротивления тяговых трансформаторов и энергосистемы
на соответствующей частоте.
Рис. 2. Схема замещения однопутного участка тяговой
сети
постоянного тока
Контактная подвеска (КП) представлена эквивалентным сопротивлением, включающим
в себя сопротивление несущего троса и контактного провода. Усиливающий
провод (УП) выделен в отдельный провод, который соединяется с КП через
каждые 200 м. Линия, подверженная влиянию, заземлена на концах через волновые
сопротивления Zс1 и Zс2. Между КП,
УП, ЛС и землей учтены емкости Ск, Су,
Сс соответственно. Рельсовая цепь состоит из рельсовых
нитей, объединенных в эквивалентный рельс сопротивлением Zр
и электрически связанных с удаленной землей через проводимость рельс —
земля Gз. Здесь
— ток ЭПС, Rп — сопротивление цепей электропоездов,
Zфу — сопротивление фильтр-устройства.
На рис. 3 приведена схема замещения элементарного участка тяговой сети
постоянного тока с магнитосвязанными элементами и емкостью между проводами
тяговой сети и землей. Этот участок расположен между присоединениями усиливающего
провода к контактной подвеске на длине 200 м. Анализ работы тяговой сети
постоянного тока проводится с применением теории многополюсников. Таким
образом, можно рассматривать схему, изображенную на рис. 3, как схему
десятиполюсника (обозначим его А).
Рис. 3. Схема замещения элементарного участка
тяговой сети постоянного тока
В схему (см. рис. 3) входят: Zк, Zу,
Zс — соответственно сопротивления контактной подвески,
усиливающего провода и линии связи; Zр — сопротивление
рельса; Zкр, Zку, Zкс,
Zср, Zур, Zус —
соответственно магнитные связи между контактной подвеской и рельсом, контактной
подвеской и усиливающим проводом, контактной подвеской и линией, линией
и рельсом, усиливающим проводом и рельсом, усиливающим проводом и линией;
Gз — поперечная проводимость рельсы — земля; bк,
bу, bс — соответственно емкостная
проводимость между контактной подвеской и землей, усиливающим проводом
и землей, линией и землей.