|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 658.9.003.12:656.2Канд. экон. наук В. И. ЛУКАШЕВМультипликативный метод оценки эффективности
|
Т а б л и ц а 1 | |||||||||
Годы | Показатели, определяющие состояние отраслевой экономической системы, млн. руб. | ||||||||
Валовой доход ВД | Совокупные расходы R | В том числе | Прибыль ПРБ | Амортизация Am | Капвложения КВЛ=S=I | Потребление С | |||
ПП | ПК | ФТ | |||||||
1999 | 156 376 | 126 715 | 50 120 | 34 213 | 42 382 | 29 662 | 21 934 | 32 545 | 123 831 |
2000 | 246 930 | 194 411 | 67 258 | 63 769 | 63 384 | 52 519 | 49 895 | 67 406 | 179 524 |
2001 | 320 870 | 271 371 | 120 421 | 81 114 | 69 836 | 49 499 | 77 210 | 99 055 | 221 815 |
При разных составах капитальных вложений может быть получено несколько разновидностей мультипликаторов. Наибольшее значение имеют: мультипликатор инвестиций или мультипликатор капвложений Мк, определяемый по полному размеру капитальных вложений; амортизационный мультипликатор МА, определяемый по размеру амортизационных отчислений Am, т. е. ВД = [1/(1 – сА)]Am. Амортизационный мультипликатор характеризует один из предельных случаев воспроизводства — воспроизводство экономической системы в пределах размера собственных амортизационных отчислений. Амортизационный мультипликатор представляет период воспроизводства в течение всего срока службы основных средств, а инвестиционный мультипликатор характеризует более короткий срок окупаемости Мк = Ток, на который способна данная экономическая система. Более того, фактический срок окупаемости нельзя установить вне самой экономической системы, например по эффективности самого инвестиционного объекта.
Мультипликативное отношение, определяемое как соотношение амортизационного мультипликатора и мультипликатора инвестиций r = МА/Мк, является важнейшей характеристикой экономической системы для конкретного периода (года). Оно однозначно определяет заданный размер автономных инвестиций, сформированных из прибыли: AI = Am(r – 1) = DПРБS, и характеризует срок их окупаемости за счет прибыли. Результаты расчета мультипликаторов и мультипликативных отношений для отраслевой экономической системы приведены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2 | ||||||||
Годы | Мультипликаторы | Мультипликативные коэффициенты и отношения | ||||||
Mr | Мк | МА | r = МА/Мк | Kr = Mr – 1 | Мк – 1 | МА – 1 | r – 1 | |
1997 | 1,09184 | 5,68678 | 5,68678 | 1,00000 | 0,09184 | 4,68678 | 4,68678 | 0,00000 |
1998 | 1,22631 | 6,61957 | 6,61957 | 1,00000 | 0,22631 | 5,61957 | 5,61957 | 0,00000 |
1999 | 1,23408 | 4,80492 | 7,12939 | 1,48377 | 0,23408 | 3,80492 | 6,12939 | 0,48377 |
2000 | 1,27014 | 3,66332 | 4,94899 | 1,35096 | 0,27014 | 2,66332 | 3,94899 | 0,35096 |
2001 | 1,18240 | 3,23931 | 4,15581 | 1,28293 | 0,18240 | 2,23931 | 3,15581 | 0,28293 |
Учет налоговых платежей. При расчете экономическая эффективность устанавливается исходя из данных о чистом денежном доходе ЧД и размере инвестиций (капвложений). При этом считается, что размеры инвестиций (капвложения) заданы. Чистый денежный доход определяется размером полученной прибыли от реализации данного мероприятия и сопутствующей ей экономией факторов производства либо экономией, определяемой условиями производства. Иногда в состав денежного потока, образованного чистым доходом, включают и амортизацию, но чаще он определяется без нее. Базовым же считается эффект, образованный в результате реально полученной прибыли от использования данного мероприятия. Такая прибыль характеризуется размером балансовой прибыли. Ее выделяют из состава валовой прибыли, исключая из нее косвенные налоги и сальдо внереализационных и операционных затрат, характеризующих транзакционные доходы. Сальдо внереализационных и операционных доходов и расходов как дополнительные финансовые услуги относят на промежуточное потребление ПП, а как часть услуг по обслуживанию основного капитала (списание фондов, аренда, лизинг и др.) относят на потребление капитала ПК, и в связи с этим непроизводственные доходы обычно исключаются из прибыли.
Приобретение нового технического средства требует резервирования в составе оборотных средств дополнительных средств для авансовой оплаты налога на добавленную стоимость, операционно возвращаемого предприятию в последующие временные периоды (кварталы). Одновременно появление нового технического средства на балансе предприятия приводит к изменению платежей по налогу на имущество. Причем в первые годы, когда размер начисленной амортизации еще невелик, налог на имущество, исчисленный по остатку недоиспользованного имущества, будет вызывать наибольшие размеры платежей. Именно в этом проявляется дополнительное воздействие косвенных налогов.
Основное же воздействие налоговой нагрузки от всех косвенных налогов, которое также ранее не учитывалось в оценке инвестиционных мероприятий, проявляется через изменение размера совокупных затрат. В этом случае изменение структуры спроса под воздействием совокупных затрат может оказать существенное влияние на изменение размера косвенных налогов и балансовой прибыли. В связи с этим в данной методике предлагается производить интегральный учет изменения размера косвенных налогов и балансовой прибыли.
Налоговая нагрузка при этом определяется по общим платежам косвенных налогов (обязательно присутствующих в таблицах баланса) и расчетно по исчисленному валовому доходу брутто (в балансах приведены данные о валовой реализации нетто, в которой не учитываются операционно исключаемые налоги). Результаты оценки налоговой нагрузки косвенных налогов, представленных показателем удельного веса косвенных налогов в валовом доходе, приведены в табл. 3. В ней же приведена отраслевая динамика налога на имущество.
Т а б л и ц а 3 | |||||||
Показатель | Значение показателей по годам, млн. руб. (деноминированных) | ||||||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Валовой доход (ВД) | 65 766 | 82 169 | 93 457 | 97 407 | 156 376 | 246 875 | 320 799 |
Бюджетные косвенные налоги, внесено (КН) | 7 396 | 11 600 | 12 713 | 11 528 | 15 791 | 20 162 | 29 512 |
В том числе: | |||||||
налог на имущество im |
901 | 2 350 | 2 829 | 2 353 | 2 188 | 2 917 | 4 883 |
Удельные веса косвенных налогов (КН) в ВД железнодорожного транспорта, % | |||||||
WКН — удельный вес налогов КН | 11,246 | 14,117 | 13,603 | 11,835 | 10,098 | 8,167 | 9,200 |
Wim — удельный вес налога на имущество | 1,370 | 2,860 | 3,027 | 2,416 | 1,399 | 1,182 | 1,522 |
ВД | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Влияние налоговой нагрузки косвенных налогов WКН на общий размер изменения балансовой прибыли DПРБ при наличии мультипликатора Kr определится следующим образом: ±DПРБ = WКН · Kr · (±DR). При отсутствии изменений совокупных затрат изменение размера косвенных налогов непосредственно учитывается самим мультипликатором Kr. Учет налога от прибыли осуществляется непосредственно при определении размера чистой базовой прибыли в денежном доходе.
Наличие мультипликативных связей между валовым доходом ВД и совокупными затратами факторов производства R, а также между дополнительными (автономными) капитальными вложениями, формируемыми за счет средств прибыли DПРБS, и амортизационными отчислениями Am позволяет распространить действие этих связей на все звенья экономической системы через порядок формирования сводных факторных показателей. Совокупные затраты экономической системы формируются аддитивно, аккумулируя затраты первичных звеньев.
Суммируя совокупные затраты по всем уровням экономической системы, можно охватить все звенья экономической системы.
В первичных звеньях обобщаются данные технологий по всем видам работ и деятельности в пределах структурных единиц: На уровне служб производится дальнейшее обобщение затрат по технологиям структурных единиц (линейных предприятий) и добавляются затраты технологий, образуемых самими структурными единицами:
На дорожном уровне интегрируются затраты хозяйств (служб), добавляются затраты технологий, свойственные дорожному уровню: Подобно дорожному уровню на сетевом уровне суммируются затраты железных дорог и к ним добавляются затраты технологий сетевого уровня: где Nдор = n+1 — число дорог, увеличенное на единицу, которая учитывает дополнительные затраты междорожных технологий.
Общесетевые отраслевые затраты определяются следующим образом: а размер валового дохода с учетом изложенного выше составит:
Аналогично устанавливается и размер амортизационных отчислений:
Амортизация начисляется в бухгалтериях, где основные средства поставлены на учет. Порядок распределения амортизации по составу затрат должен полностью соответствовать функциональному использованию основных средств по звеньям экономической системы, хотя это может и не совпадать с последующим применением начисленной амортизации.
Страница (из 4): | 1 | |
|
|
<> Что такое риск-менеджмент в трейдинге криптовалют <> |