|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 656.212.5.08Кандидаты техн. наук П. П. ЩЕГЛОВ, В. И. ЖОЛОБОВ, инж. Т. И. ЛОЖНИКОВАПроблема безопасности при роспуске
|
Таблица 1 | |||
Наименование вещества | Скорость испарения,
кг/м2·мин, при скорости ветра 0,2 м/с |
Площадь разлива 1 т ЛВЖ, м2 | Масса паров,
поступивших в воздух в течение 1 ч с площади разлива 1 т, кг |
Ацетальдегид** | 0,140 | 25,53 | 214,01 |
Изопентан* | 0,137 | 32,28 | 264,67 |
Диэтиловый эфир** | 0,106 | 28,03 | 178,22 |
Изопрен* | 0,105 | 29,37 | 185,53 |
Пентан* | 0,101 | 32,19 | 194,75 |
Этилмеркаптан | 0,098 | 24,00 | 139,52 |
Пропилена оксид | 0,094 | 23,28 | 131,48 |
Пиперилен (пентадиен)* | 0,077 | 29,24 | 134,74 |
Сероуглерод* | 0,073 | 15,87 | 69,18 |
Акролеин | 0,059 | 23,78 | 84,08 |
Бензин АИ-93 (зимний) | 0,052 | 27,00 | 86,15 |
Бензин А-72 (зимний) | 0,049 | 27,00 | 80,45 |
Бензин АИ-93 (летний) | 0,049 | 27,00 | 80,55 |
Диэтиламин | 0,045 | 28,17 | 75,84 |
Метилацетат | 0,042 | 21,44 | 53,40 |
Ацетон | 0,039 | 25,29 | 59,57 |
Бензин авиац. Б-70 | 0,023 | 27,00 | 38,13 |
Метилакрилат | 0,022 | 20,99 | 27,18 |
Акрилонитрил | 0,019 | 24,81 | 28,68 |
Метанол ** | 0,015 | 25,42 | 23,13 |
Ацетонитрил | 0,014 | 25,55 | 20,92 |
Примечание.
Грузы, выделенные жирным шрифтом (например, ацетонитрил), согласно
[4], относятся к категории особо опасных грузов. * Нельзя спускать с горок в цистернах. ** Нельзя спускать с горок в цистернах и крытых вагонах. |
Основным видом опасности ЛВЖ является способность создавать над своей поверхностью горючую или взрывоопасную концентрацию паров. Некоторые ЛВЖ являются ядовитыми веществами. При утечках они загрязняют большие площади поверхности земли и водоемов.
Из данных табл. 1 видно, что площадь разлива одной тонны ЛВЖ зависит от плотности ЛВЖ и составляет от 15,87 до 32,28 м2.
Скорость испарения у рассматриваемых жидкостей, рассчитанная по формуле Wисп = имеет значение от 0,014 до 0,14 кг/м2·мин.
При этом h — коэффициент, зависящий от скорости потока воздуха и температуры; М — молекулярная масса ЛВЖ, кг/моль; Рн — давление насыщенного пара, кПа.
В течение одного часа при температуре 20 °C в воздух поступает до 214 кг паров, которые, смешиваясь с воздухом, создают взрывоопасное и ядовитое облако. При этом у одних ЛВЖ радиус взрывоопасной зоны превышает радиус токсичной зоны, у других — наоборот (рис. 1).
Рис. 1. Радиусы взрывоопасных и токсичных
паровоздушных зон: а — метанол; б — диэтиловый эфир; R1 — радиус разлившейся ЛВЖ; R2 — радиус взрывоопасной зоны; R3 — радиус токсичной зоны |
Поэтому оценить опасность легковоспламеняющихся жидкостей при аварийной ситуации по какому-либо одному показателю (пожарной опасности или ядовитости) не представляется возможным, так как у одних ЛВЖ превалирует пожарная опасность, у других — ядовитость [5, 6].
Оценить опасность ЛВЖ при аварийной ситуации можно по комплексному показателю, учитывающему пожарную опасность, токсичность и скорость испарения жидкости,
где КП — комплексный показатель опасности ЛВЖ; = Сп/НКПРП — показатель пожарной опасности, где Сп — концентрация насыщенного пара, г/м3; НКПРП — нижний концентрационный предел распространения пламени, г/м3; = Сп/(ПДК·500) — показатель токсичности, где ПДК — предельно допустимая концентрация паров жидкости, г/м3; Wисп — скорость испарения, кг/м2·с.
Результаты расчетов токсичности, пожарной опасности, комплексного показателя для ЛВЖ при температуре 20 °C приведены в табл. 2.
Таблица 2 | |||
Наименование ЛВЖ | ·Wисп | .·Wисп | КП |
Акролеин | 145,13 | 0,78 | 145,91 |
Ацетальдегид** | 101,25 | 3,37 | 104,62 |
Акрилонитрил | 21,13 | 0,08 | 21,21 |
Сероуглерод* | 18,00 | 2,84 | 20,84 |
Изопентан* | 12,40 | 7,60 | 20,00 |
Изопрен* | 8,94 | 3,71 | 12,66 |
Этилмеркаптан | 9,77 | 2,03 | 11,79 |
Пентан* | 6,76 | 3,83 | 10,58 |
Ацетонитрил | 9,33 | 0,04 | 9,36 |
Диэтиловый эфир** | 1,26 | 3,61 | 4,87 |
Пиперилен (пентадиен)* | 1,90 | 2,24 | 4,14 |
Пропилена оксид | 1,10 | 2,02 | 3,12 |
Диэтиламин | 2,24 | 0,62 | 2,86 |
Бензин АИ-93 (зимний) | 1,05 | 1,20 | 2,25 |
Бензин АИ-93 (летний) | 0,93 | 1,07 | 2,00 |
Бензин А-72 (зимний) | 0,92 | 1,06 | 1,98 |
Метанол ** | 1,02 | 0,03 | 1,05 |
Метилакрилат | 0,85 | 0,10 | 0,95 |
Метилацетат | 0,58 | 0,30 | 0,88 |
Ацетон | 0,23 | 0,35 | 0,58 |
Бензин авиац. Б-70 | 0,21 | 0,27 | 0,48 |
Примечание. *, **, обозначения жирным шрифтом — см. табл. 1. |
Из данных табл. 2 следует, что по величине комплексного показателя наиболее опасными жидкостями являются ацетальдегид, акролеин, акрилонитрил, сероуглерод, изопентан, имеющие комплексный показатель 20 и выше.
Комплексный показатель и его составляющие зависят от температуры окружающей среды (рис. 2).
Рис. 2. Комплексные показатели ЛВЖ при температурах
0° и 20 °C: грузы, отмеченные *, нельзя спускать с горок в цистернах; отмеченные ** — нельзя спускать с горок в цистернах и в крытых вагонах |
Из рис. 2 следует, что при температуре 0° и ниже комплексный показатель у диэтилового эфира, пиперилена, метанола, имеющих на перевозочных документах штемпель «С горки не спускать», меньше, чем у бензинов, допущенных к роспуску с сортировочных горок. Например, комплексный показатель у диэтилового эфира при температуре 0 °C составляет 1,39, у пиперилена 1,3, что меньше, чем у бензинов (2,0 – 2,1), допущенных к роспуску с сортировочных горок при любых температурах окружающей среды, т. е. они представляют меньшую опасность в случае аварийной ситуации при низких температурах, чем безины.
Выводы. 1. Если принять бензин за эталон, который не имеет запрета на роспуск с сортировочных горок при всех температурах перевозки, то, сравнивая опасность ЛВЖ при аварийных ситуациях с бензином, можно предложить:
а) к роспуску с сортировочных горок вагонов с легковоспламеняющимися жидкостями целесообразно подходить с учетом температуры окружающей среды. При температуре окружающей среды, равной 0 °C и ниже, с ЛВЖ, имеющими комплексный показатель, как у бензина или ниже, запрет на роспуск с сортировочных горок можно снять;
б) у наиболее опасных ЛВЖ — ацетальдегида, изопентана, сероуглерода и изопрена — при температурах 0° и ниже использовать штемпель: «С горки спускать осторожно».
2. Комплексный показатель более объективно оценивает опасность легковоспламеняющихся жидкостей при аварийных ситуациях, так как учитывает их пожарную, токсическую опасность и скорость испарения. Наиболее опасными легковоспламеняющимися жидкостями являются жидкости, имеющие более высокое значение комплексного показателя, — ацетальдегид, акролеин, сероуглерод и другие.
1. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. М.: Транспорт, 1997.
2. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта № 370. М.: Транспорт, 1990.
3. Руководство по определению зон воздействия опасных факторов аварий с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта. М., 1997.
4. Методические рекомендации по осуществлению перевозок особо опасных грузов на железнодорожном транспорте. М., 2002.
5. ГОСТ 12.1.004 – 91. Пожарная безопасность. Общие требования.
6. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов, средства их тушения: Справочник. М.: Химия, 1990.
<> торговых платформ <> |