|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 629.45.067:614.84Канд. техн. наук В. В. МАХАН, дипломированные инженеры Б.
ЗЕНКЕВИЧ-ГАЛАЙ, И. ВЕЛЬЦ,
|
Рис. 1. Диаграммы величин индекса распространения пламени по поверхности материалов с огнезащитой и без нее |
Величину теплоты сгорания (теплотворную способность) материалов определяли путем испытания их в специальных приборах (калориметрах). В процессе этих испытаний может быть также установлено время, в течение которого происходит полное сгорание образца материала.
Рис. 2. График изменения температуры при испытаниях
на калориметре обивочных тканей: 1 — ткань без огнезащиты; 2 — ткань огнезащищенная |
Огнезащитная обработка материала приводит к увеличению времени его полного сгорания в калориметре. На рис. 2 показаны графики изменения температуры при сжигании в калориметре образцов обивочных тканей с огнезащитой и без нее. Работы по лабораторным испытаниям различных материалов производства России и Польши проводились в ЦНТК.
Таблица 1 | ||
Наименование материала | Теплотворная способность, кДж/кг | Время сгорания, мин |
Фанера для перегородок | 18 220±120 | 15 |
Фанера для потолков | 20 740±120 | 13 |
Древесина для настила пола | 21 150±120 | 12 |
Древесина для обрешетки стен | 19 480±120 | 14 |
Бумажно-слоистый пластик | 22 170±120 | 14 |
Винилискожа для обивки диванов | 23 800±120 | 16 |
Пенополиуретан | 26 900±120 | 12 |
Линолеум | 19 540±120 | 13 |
Обивочная декоративная ткань | 20 480±100 | 18 |
Прокладочная ткань | 19 400±70 | 18 |
В табл. 1 представлены результаты пожаротехнических испытаний неогнезащищенных материалов, традиционно используемых в пассажирских вагонах.
В табл. 2 представлены показатели огнезащищенных материалов, выпускаемых в Польше.
Таблица 2 | |||
Наименование материала | Индекс распространения
пламени, усл. ед. |
Теплотворная
способность, кДж/кг |
Время сгорания, мин |
Поликарбонат светопрозрачный | 2±0,2 | 28 840±120 | 19 |
Поликарбонат конструкционный | 1±0,2 | 28 390±120 | 18 |
Резиновый линолеум | 6,4± 0,6 | 28 530±120 | 19 |
Фанера трудногорючая | 2±0,2 | 17 240±120 | 17 |
Ткань занавесочная | 0 | 20 060±120 | 18 |
Ткань для штор | 2±0,2 | 21 150±120 | 18 |
Звукоизоляционная мастика | 1 | 14 470±120 | 20 |
ВНИИЖТ осуществлял исследования преимущественно путем натурных огневых испытаний вагонов. Опыт показал, что натурные огневые испытания позволяют получить необходимые данные об условиях загорания и характере течения пожара в железнодорожном подвижном составе. Комплекс лабораторных и натурных испытаний позволяет более объективно оценить пожароопасность вагонов при использовании материалов в конструкции вагона с различными пожаротехническими характеристиками.
Натурные огневые испытания проводились по методике, которой предусматривалось создание искусственного очага загорания внутри вагона c последующей оценкой пожароопасности вагона по времени. При этом определялись следующие опасные факторы пожара:
Объектами натурных испытаний были серийные и опытные образцы вагонов промышленного выпуска, укомплектованных всеми элементами внутренних конструкций и экипировкой.
Предварительно материал каждого элемента конструкции и экипировки был проанализирован и испытан на определение величины теплоты сгорания и индекса распространения пламени.
Процесс зажигания при натурных огневых испытаниях осуществлялся в определенной последовательности. Очаг огня создавался в центральной части вагона на нижнем сиденье. Источником огня был пакет газетной бумаги общей массой 100 г (система МСЖД). Пакет имел квадратную форму со сторонами, размеры которых составляли 250ґ250 мм.
Начиная с момента поджигания пакета включались все системы средств измерений параметров пожара. Критерием окончания испытания являлось либо полное самостоятельное затухание очага загорания, либо появление смертельно опасного состояния воздушной среды в контрольных зонах вагона. При этом ведется отсчет промежутка времени, в течение которого достигается критическое состояние эксперимента. Величина указанного промежутка времени служит главным результатом испытаний и показателем пожароопасности вагона.
Проводившиеся во ВНИИЖТе натурные огневые испытания пассажирского вагона, у которого все материалы были неогнезащищенными, позволили установить, что время безопасного нахождения в таком вагоне составляет всего 6 минут. За это время пассажиры не успевают эвакуироваться из спального вагона, особенно в ночное время.
Страница (из 3): | 1 | |
|
<> <> |