Системы трамвая в СШАРазвитие городского рельсового транспорта в США характеризуется несколькими этапами: от доминирующего положения до предпочтения частного автотранспорта, когда администрации ряда городов в 50- 60-х годах отказались от городских и пригородных рельсовых систем. Тогда рельсовый транспорт остался в эксплуатации только в девяти городах страны. В настоящее время, когда совокупность факторов подтвердила значение рельсового транспорта, число действующих систем возросло до 25, строятся новые (таблица).
Что касается трамвая, в городах США работают 17 сетей, из них семь расширяются. Три новые системы строятся, планировалось начать работы еще по двум проектам. Прорабатывались варианты нескольких других систем. Появление трамвайных линий в городах США сопровождалось признанием со стороны жителей, подтверждающим способность трамвая привлечь на общественный транспорт владельцев личных автомобилей. В Сент-Луисе, например, в первый год работы линии Metrolink длиной 29 км прогнозировали пассажиропоток 17 тыс. чел. по рабочим дням. Фактически перевозки составили в среднем 30 тыс. чел./день. В настоящее время объем перевозок возрос до 42 тыс. чел. и продолжает расти. Что существенно, около 80 % пассажиров Metrolinkранее предпочитали автомобили. В отличие от автобуса Metrolink привлекает пассажиров с более высокими доходами: почти половина пассажиров системы имеет доходы, превышающие 35 тыс. дол. в год, четверть- 55 тыс. В Портленде, штат Орегон, трамвайная система MAX способствует восстановлению функций центральных районов города, приходивших в упадок, за счет новых градостроительных возможностей. Удалось даже упразднить многоэтажную парковку, заменив ее площадью, отказаться от строительства восьми новых многоэтажных парковок и дополнительных полос на всех магистралях, связывающих пригороды с центром. Успех систем, подобных MAX, и осознание факта, что пригороды не могут полноценно существовать в расчете только на автомобильный транспорт, побуждают власти других городов США развивать схемы трамвая и городских железных дорог облегченного типа. СиэтлВ Сиэтле в конце 1999 г. ожидалось принятие решения по строительству линии трамвая длиной 39,6км, пересекающей город с севера на юг. Проект стоимостью 1,8 млрд. дол. (в ценах 1995 г.) включает пилотный участок длиной 2,6 км в Такоме, который свяжет центр с новой пригородной линией Sounder. Проект стоимостью 500 млн. дол. пригородной линии длиной 130 км предусматривает связь между городами Эверетт, Сиэтл, Такома и Лейквуд. Начать перевозки по линии между Сиэтлом и Такомой в ограниченных размерах планировали в январе-феврале 2000 г., в полном объеме- летом того же года, продлить на север в Эверетт и на юг в Лейквуд- в конце 2001 или начале 2002 г. На линии 14 станций. Компании Bombardier Transportation заказаны 38 двухэтажных вагонов для челночных поездов, отделению EMD компании General Motors- шесть локомотивов для них. Рассматривался вариант заказа дополнительных 20 вагонов и 5 локомотивов. Объем перевозок по линии Sounder прогнозировался равным 12 тыс. пассажиров/сут на начальном этапе, 18- 20 тыс. при эксплуатации в полном объеме. Потребность в реализации этих проектов очевидна: Сиэтл, Сан-Франциско и Лос-Анджелес в 1999 г. признаны конурбациями с самым интенсивным автомобильным движением в США и соответствующими проблемами перенасыщения автомобильных дорог. Строительство линии трамвая в Такоме должно быть начато в 2000 г., открытие линии с пятью остановочными пунктами запланировано на 2004 г. Линию в Сиэтле планировали начать в августе 2000 г., ввести в эксплуатацию в 2006 г. В центре Сиэтла эта линия пройдет в тоннеле длиной 2 км, где будет пять остановок. Тоннель используется для движения троллейбусов, но спроектирован и построен с перспективой движениятрамваев - в дорожное полотно уже уложены желобчатые рельсы. Предусмотрены дополнительные тоннельные участки общей длиной 5,6 км. Еще 11 км пути пройдет на эстакаде, остальное- наземные участки. Если позволит финансовое положение, линия может быть продлена на север в Нортгейт. Первоначально потребуется 64 вагона трамвая с низким уровнем пола, впоследствии возможно увеличение парка на 35 ед. Вагоны будут следовать с 5-минутным интервалом в часы пик, 15-минутным вне их. Пассажиропоток оценивается в 6500 чел./ч в каждом направлении в часы пик, в дальнейшем ожидается его увеличение до 10 тыс. чел. Солт-Лейк-СитиВ Солт-Лейк-Сити реализуется проект Trax линии длиной 24 км из центра в пригород. За пределами центральных районов линия пройдет в существующей полосе отвода. Линия с 16 станциями, из которых 11 обеспечены парковками, представляет собой сочетание двух- и однопутных участков, на которых второй путь будет уложен позднее. Вагоны трамвая, 23 ед., заказаны компании Siemens. Ввод в эксплуатацию линии направления север- юг стоимостью 312,5 млн. дол. намечен на март 2000 г. Выполнено предварительное обоснование по проекту линии длиной 17,7 км направления восток- запад, которая пройдет из университетского городка в международный аэропорт. Эти конечные пункты и центральные районы города представляют крупнейшие источники зарождения пассажиропотоков. Джерси-СитиНа Восточном побережье в Джерси-Сити начата опытная эксплуатация участка длиной 16 км, предшествующая вводу в эксплуатацию всей линии трамвая протяженностью 33 км Гудзон- Берген, намеченному на март 2000 г. Она проходит от станции Хобокен, обслуживаемой поездами New Jersey Transit и Path. Частично задействована полоса отвода железной дороги. Первая очередь проекта стоимостью 1,1 млрд. дол. США реализована в рамках контракта сроком 15 лет на проектирование, строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание линии с консорциумом из компаний Японии и США. Прогнозируется, что первоначально на участке с шестью станциями объем перевозок достигнет 27 тыс. чел./сут. Запланировано строительство трех продолжений и увеличение числа станций до 32, семь из них должны иметь парковки на 7000 мест. К 2010 г. ожидается рост перевозок до 100 тыс. чел./сут. Нью-ЙоркВ 1998 г. в аэропорту Джон Кеннеди начаты работы по проекту Airtrain стоимостью 1,5 млрд. дол., предусматривающему проектирование, строительство, эксплуатацию с сопутствующим техническим обслуживанием кольцевой линии трамвая длиной 3,2 км между всеми девятью терминалами, линии длиной 5,3 км до станции метрополитена, служб проката автомобилей и стоянок на территории аэропорта. Контракт заключен с консорциумом в составе Skanska и Bombardier Transportation, открытие запланировано на 2002 г. Продолжение длиной 5 км к станции Джамейка должно быть готово в 2000 г. Тогда потребуется 8 мин, чтобы доехать до этой станции, где можно пересесть на поезд метрополитена или железной дороги Long Island, чтобы попасть на Манхаттан или в другие районы Нью-Йорка или Лонг-Айленда. Проект Airtrain обеспечит более быстрое и надежное сообщение аэропорта с Манхаттаном по сравнению с автомобильным транспортом, но не привлечет пассажиров с большим багажом в силу наличия пересадок, переходов и лестниц. Для достижения безусловного успеха сообщения с аэропортом должны иметь прямой выход в центр города. Восточное побережьеЕще два проекта трамвая начаты на Восточном побережье: в Норфолке, штат Виргиния, и Орландо, штат Флорида. Второй более продвинутый. Первая линия в Орландо длиной 24 км свяжет центр города, станцию компании Amtrak, два крупных госпиталя, туристические аттракционы. На протяжении 60 % линия пройдет на уровне земли, остальные участки- на эстакадах. Проект стоит 600 млн. дол., федеральное правительство предоставит 57 % средств, власти Флориды- 22,5 %, остальное- местные и частные источники. Открытие возможно в сентябре 2003 г. Потребуются 26 вагонов трамвая с низким уровнем пола на 70 % площади. Начальный объем перевозок оценивается в 30 тыс. чел./сут. В целом запланирована сеть линий общей протяженностью 116 км с 40 остановками. Администрация Tide Regional Transit планирует строительство линии трамвая длиной 29 км из центра Норфолка в Виргиния-Бич. Около 100 тыс. чел. ежедневно приезжают в Норфолк и 30 тыс. в Виргиния-Бич. Две основные автомобильные магистрали в регионе превысили резерв пропускной способности в нескольких местах, к тому же к 2015 г. ожидается дальнейший рост размеров движения на 87 %. Проектом предусматривается реконструкция имеющейся грузовой железной дороги длиной 19 км между Норфолком и Виргиния-Бич. Существующая однопутная линия, состояние пути которой ограничивает максимальную скорость 16 км/ч, будет заменена двухпутной электрифицированной. Грузовое движение на линии сохранится в ночное время. На восьми станциях линии из 13 будут оборудованы парковки. Ввод линии в эксплуатацию намечен на середину 2004 г. Пассажиропоток оценивается в 12 тыс. чел./день. Стоимость проекта 524 млн. дол. Решение о выполнении проекта выносилось на референдум. Предложен проект продолжения длиной 27 км стоимостью 539 млн. дол. для обслуживания международного аэропорта и военно-морской базы. На базе работает около 75 тыс. чел., это в 2 раза больше числа работающих в центре города. Особенностью линии станет то, что вагоны трамвая должны останавливаться на въезде на территорию базы для контроля. Кольцевой участок в пределах самой базы сократит автомобильные передвижения между командными центрами и судами в порту. Продолжение планировали открыть в 2006 г., тогда перевозки увеличатся на 12- 14 тыс. чел. в день. В перспективе сеть может быть продлена в Ньюпорт-Ньюс и Вильямсберг в северном направлении и Чесапик в южном. Перспективы городского рельсовоготранспортаРост объема перевозок, гарантии дополнительных источников финансирования подкрепляют уверенность в перспективах пассажирских перевозок городским рельсовым транспортом. Рост популярности метрополитена, трамвая и пригородных систем в США подтверждают данные Американской ассоциации APTA: объем перевозок трамваями увеличился на 5,8 %, пригородными поездами на 4,6 %, метрополитена более чем на 3 %. Принятый в 1998 г. закон TEA-21 (Transportation Equity Act for 21 Century) гарантирует федеральное финансирование строительства новых и расширения действующих систем. В 1999 финансовом году по этому закону на развитие всех видов городского транспорта выделено более 6 млрд. дол., включая 1,8 млрд. на модернизацию старых и строительство новых рельсовых систем. Основные получатели средств на модернизацию действующих систем: Нью-Йорк - 300,8 млн. дол., Чикаго/северо-запад штата Индиана- 113 млн., Филадельфия/южные районы Нью- Джерси- 81,8 млн., северо-восток Нью-Джерси- 73,1 млн., Бостон- 58,8 млн., Сан-Франциско- 56,7 млн., юго-запад Коннектикута- 33,7 млн., Вашингтон- 32 млн. дол. Новое строительство намечено в Нью-Джерси (линия трамвая Гудзон- Берген)- 69,5 млн. дол., Атланте- 51,7 млн., Денвере (продление юго-западного коридора, обслуживаемого трамваями)- 39,7 млн., Сан-Франциско (продление сети линий BART в аэропорт)- 39,7 млн., Сент-Луис (Metrolink)- 34,8 млн., Сан-Хосе- 27 млн., Сакраменто- 23 млн. дол. D. Briginshaw. International Railway Journal, 1999, N 10, p. 53- 57. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<> <> |