С октября 2000 г. Федеральные железные дороги Швейцарии (SBB) совместно
с компанией Bombardier Transportation в рамках проекта FSS (см. статью
«Реализация системы ETCS уровня 2 в Швейцарии»
в ЖДМ, 2000, № 10) тестируют на линии Ольтен — Люцерн европейскую
систему управления движением поездов ERTMS/ETCS уровня 2. Эта система
локомотивной сигнализации в ближайшем будущем должна быть внедрена на
ряде линий в Швейцарии и других европейских странах.
Введение
Применение высокопроизводительных компьютеров позволило существенно ускорить
процесс внедрения новой техники. Посредством имитационного моделирования
можно уже на начальных этапах исследовать многие, в том числе очень сложные,
процессы без внесения изменений в бортовое оборудование локомотива или
напольные устройства. Такой подход был использован компанией Bombardier
Transportation в ходе реализации рассматриваемого пилотного проекта. Вместе
с тем важное значение имеют и испытания систем в реальных условиях эксплуатации.
На участке Цофинген — Земпах уже несколько месяцев выполняются (в том
числе во время ночного перерыва в движении поездов) испытательные поездки
одиночных локомотивов, в ходе которых отрабатывается режим FSS. Эти поездки
— часть функциональных и эксплуатационных испытаний, проводимых совместно
специалистами Bombardier и SBB. Испытания и техническую приемку планировали
завершить в конце 2001 г.
Технические предпосылки для опытной эксплуатации системы
Для испытания в полевых условиях комплексной системы с использованием
разнообразного тягового подвижного состава, при разных скоростях движения
и в разных эксплуатационных ситуациях необходим достаточно протяженный
испытательный участок, оснащенный соответствующими напольными устройствами.
Поскольку SBB таким участком не располагают, было решено проводить испытания
в ночное время на участке, подготовленном для эксплуатации в будущем системы
ETCS, а также в дневное время на второстепенном пути в Ольтен-Хаммере
и по мере возможности на путях локомотивного депо в Ольтене. Кроме того,
компания Bombardier Transportation оборудовала испытательную лабораторию
системы ETCS в здании распорядительного поста централизации на станции
Ольтен.
Инфраструктура участка Цофинген — Зембах
Участок Цофинген — Зембах на всем протяжении оснащен цифровой системой
радиосвязи GSM-R. Централизованное оборудование GSM-R размещено на распорядительном
посту в Ольтене. К нему через систему волоконно-оптической связи DIFONET
подключены шесть базовых станций GSM-R, установленных вдоль участка.
На участке до сих пор эксплуатируются системы электромеханической централизации
с автономным управлением, к которым подключены напольные устройства —
стрелки, рельсовые цепи и сигналы. Для будущего режима FSS уже сейчас
смонтированы и подготовлены к эксплуатации две новые системы микропроцессорной
централизации (МПЦ), которыми можно управлять дистанционно с распорядительного
поста в Ольтене. После ввода в эксплуатацию системы ETCS прежние системы
централизации будут выключены, а напольные сигналы демонтированы. Управлять
стрелками будут новые системы МПЦ. В переходный период системы МПЦ уже
осуществляют контроль за маршрутами, однако управляют ими старые электромеханические
системы.
В системе ETCS бортовая система точечного определения местоположения
поезда основана на использовании путевых приемоответчиков Eurobalise.
Приемоответчики установлены попарно для однозначной идентификации направления
движения поезда. Они уже запрограммированы в соответствии с потребностями
будущей эксплуатации.
Инфраструктура на станции Ольтен
В дневное время испытания проводятся исключительно в лаборатории, в локомотивном
депо или на вспомогательных путях в Ольтен-Хаммере. В системе ETCS используется
система радиосвязи GSM-R. Централизованные устройства GSM-R были установлены
на распорядительном посту в Ольтене еще в 1999 г. Дополнительно на станции
Ольтен находится одна из базовых станций GSM-R, при помощи которой проверяется
режим передачи речи через систему радиосвязи. Установленные для этих целей
антенны обеспечивают полное покрытие станции Ольтен и путей в Ольтен-Хаммере,
а также частичное покрытие путей локомотивного депо. Позднее для обеспечения
устойчивой радиосвязи на территории локомотивного депо был установлен
дополнительный ретранслятор.
В районе локомотивного депо имеется несколько путей для испытательных
поездок с низкой скоростью. В Ольтен-Хаммере возможна опытная эксплуатация
системы с несколько более высокой скоростью на пути длиной 700 м. Поскольку
здесь для испытаний не предусмотрены проследование стрелок или установка
маршрутов, то поездки можно выполнять без дополнительных управляющих воздействий
и контроля на распорядительном посту централизации. Требуемые для испытаний
извещения о занятии изолированных участков, формируемые обычно системами
централизации, имитируются здесь компьютерами в испытательной лаборатории.
Тестирование въезда в зону, контролируемую ETCS, и выезда из нее осуществляется
с использованием реальных приемоответчиков, смонтированных на пути (рис.
1).
Рис. 1. Проследование путевых приемоответчиков во время испытаний
в депо
Испытательная лаборатория, расположенная на распорядительном посту централизации
на станции Ольтен, позволяет полностью смоделировать работу системы ETCS.
В лаборатории имеются:
имитационная модель систем централизации и интерфейсов с центром автоблокировки
на базе радиосвязи (Radio Block Centre — RBC);
Рис. 2. Локомотивное устройство системы ETCS/ERTMS
полностью укомплектованное локомотивное устройство ERTMS/ETCS для
программных тестов (рис. 2);